История | Фотографии | Глядя из провинции | Стихи о Пскове | Ссылки | От Автора
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО ПСКОВА: Элементы крепостного зодчества, примененные при строительстве псковских храмов и монастырей
Первая христианская заповедь: "Не убий!". И если священник призывает исполнять эту заповедь своих прихожан, то сам-то уже никак не может брать меч в руки. Но и здесь Псков встал в особинку: защита от врага дома своего - не есть убийство. И это не могло не отразится в архитектуре псковских храмов - все они, словно отдельно стоящие крепости. Только Троицкий собор имеет относительно большие окна. Это объясняется тем, что главный храм Пскова находится в центре, за пятью рядами стен. А вот другие храмы таких широких окон уже не имеют. Здесь узкие щели - окна, словно бойницы в крепостной стене. И не раз при прорыве врагами крепостной стены храмы не только колокольным набатом поднимали народ на битву, но и сами, запершись изнутри, становились неодолимой для врага преградой. Более всего при осаде доставалось Мирожскому монастырю, что у слияния Великой и Мирожи. Монастырь был основан по одним данным в XI веке, а по другим - в XII веке. Спасо-Преображенский собор древнейшая из построек Мирожского монастыря. Он построен на средства и по инициативе новгородского архиепископа Нифонта в середине XII века. Древнее его только собор Иоанна Предтечи бывшего Ивановского монастыря. Но он построен еще по новгородским канонам и к псковской архитектурной школе отношения не имеет. Собор Мирожского монастыря сложен из чередующихся слоев плинфы и известняка. Внутри храма на стене алтаря, где обнажена кладка, видно чередование слоев плинфы и камня. На плинфе можно различить знаки, оставленные руками древнего мастера, - четырех и восьмиконечные кресты. По своему архитектурному типу собор уникален - не только в Пскове, но и во всей Руси не было схожего. Лишь одна церковь похожа на него - церковь Климента в Старой Ладоге, построенная тем же Нифонтом. Нифонт, родом грек, строил храмы и церкви по византийскому образцу: подобно храмам, распространенным на востоке Византийской империи. В постройке Спасо-Преображенского. Изначально нижняя часть храма по своему плану напоминала квадрат, а верхняя крест. Характерной особенность храма было отсутствие столбов: их заменялиоси продольного и поперечного нефов, на которые опирался барабан. Кстати, собор имел массивный барабан и купол. А что уж говорить об апсиде - настоящая башня врезанная в стену. Да и прорези в стене - не окна, настоящие бойницы. Нормальные же окна собор получил лишь в XVII веке, когда Псков начал постепенно утрачивать свое значение, как фортпоста земли русской на северо-западе. Это же можно сказать и о гражданских сооружениях. Наиболее яркий пример - Поганкины палаты: толстые стены, узкие внутренние лестницы, словно бойницы на разной высоте узкие проемы окон. Ну, чем не крепость! Даже на примере этого собора можно увидеть особенности псковской школы архитектуры. Так, например, скобари предпочли шлемовидным куполам, что были распространены но новгородской земле, купола - луковки. Да и стены они облицовывали по-особому. Дело в том, что псковичи не использовали каких либо приспособлений, для покрытия стен штукатуркой, а делали все голыми руками. Оттого стены храмов получались неровными, шероховатыми, и от этого храм как будто оживал: утром вставало солнышко и по-утреннему радостными и бодрыми лучиками пускала длинные тени, наступал день - и солнце в зените пускает тень точно вниз. Да и сами храмы - неровные, белые или чуть розовые (псковичи иногда добавляли в раствор, которым покрывали стены чуточку цветного порошка) - как лебеди в своем белоснежном оперении. И украшены они по-особому - изразцами и углублениями в виде треугольников, квадратов, ромбов. Таких украшений не было нигде более на Руси. Это, кстати, еще раз доказывает связь псковской и болгарской архитектуры, так как переняли это псковские мастера именно у болгар. В XV веке окончательно сложились каноны псковской орнаментики. Каноническим стало украшение барабанов церквей "бровками" над окнами, над ними - поясом орнамента из трех рядов впадин, а еще выше - рядом "кокошников"; украшение апсид тем же неизменным поясом из впадин, а средней апсиды, кроме того, так называемыми "валиковыми разводами". Вообще, для псковской архитектуры XV века характерны притворы, приделы, галереи и звонницы. Притворы - помещения перед в ходом в храм - были необходимы зимой для защиты от холодного ветра с улицы. В них помещались те, кто по церковным правилам, или каким другим причинам не допускался для молитвы в сам храм. Притвор всегда перекрывался цилиндрическим сводом. Передний фасад его обычно обрабатывался пятилопастной дугой и тремя нишками с фресковой росписью, а в центре его располагалась высокая дверь. В арке этой двери с наружной стороны всегда делалась выемка (распоклевка). Углы притвора снаружи обрабатывались как бы вставленными в толщу стен круглыми столбами. Вход из притвора в храм обрамлялся нальчиком. |